В Саратовской области прошел трейл. Соревнование на сверхдистанцию протяженностью 70 км, участие в которой принял Григорий Ленин и победил. На своей странице Фейсбук Григорий поделился впечатлениями о прошедшем забеге.
Начало. Как мы принимаем решения.
Не помню как точно и в какой последовательности это началось, но кажется примерно вот так. Зимой или весной, а может быть летом, пришло сообщение от Лёхи Бордакова:
— Гриш, там нас Денис Похазников зарегистрировал на какой то трейл под Саратовом, что-то около 70 км с горочками. Название Самба Де Жанейро или как-то так. На эти даты и у него и у меня день рождения. Вот, решили совместить. Бежим не на результат, просто отдохнуть, провести время в палатках на берегу Волги, буйство осенней природы, прогуляться. Там красиво и тебе точно понравится. Все организационные вопросы Денис берет на себя.
— Хорошо, там же ничего не накладывается по забегам?
— Нет, только московский марафон через неделю. Нам пейсмейкерами бежать. Ну это же не сложно за 3:59:00 всего-то.
Время имеет свойство быть скоротечным, и когда приближается какая то дата, которая ещё совсем недавно была так далеко, вместе с ней начинает появляться более детальная заинтересованность с кучей разных вопросов о мероприятии, на которое ты когда-то планировал ехать. Так, за пару недель до старта Лёха, посоветовавшись с сестрой и все взвесив, подумал так: ведь я не собираюсь ехать на лёгкую прогулку в 70 км с набором 2400 м, с другой стороны, как минимум один пейсмейкер должен быть в полном порядке. Пейсить московский марафон на любое время совсем не простое занятие и большая ответсвенность. Поэтому он изменил дистанцию на 14 км и побежит в удовольствие со своей девушкой, а мне тем самым дав зелёный свет, чтобы упороться на ультре в своём лучшем стиле — на износ. Всё как я люблю.
Подготовка. Сборы начинаются задолго до старта.
Нормальный человек точно не станет делать по две жесткие беговые работы в неделю и крутить объём, чтобы пробежать Пейсмейкером на марафоне из четырёх часов. И далеко не все нормальные люди бросают все дела чтобы срочно забрать у Насти Ч. какую-то кепку, чтобы бежать именно в ней. Хотя на самом деле кепку определенную. Кепку, привезённую с Монблана персонально для меня, заряжённую на успех. Чтобы проверить как это работает оставалось не так уж и много времени и вот наступил вечер пятницы.
Я в час пик в метро с огромным баулом на перевес, который остался после многодневки в Крыму, еду в метро. В этот раз в рюкзак все трейловое барахло не вместилось. Задачи на гонку поставил уж слишком амбициозные, а что точно пригодится или нет на дистанции, определиться долго не мог. Конечно это не бальное платье на выпускной выбирать, но тоже требует усилий. В итоге подумал, что мол, пускай лучше будет, чем не окажется в сложную минуту.
Я ровным счетом не знал ни каких подробностей, даже не открывал сайт мероприятия и не обладал вообще никакой информацией о том, куда собираюсь. Я всегда так делаю, всему своё время и для этой гонки в моей голове тоже будет место в определенный момент. Поэтому когда момент настал, пришлось активизироваться и потратить достаточно много времени в последнюю неделю перед стартом, чтобы узнать все и даже больше о самой гонке, какая конкретно трасса, её профиль, покрытие, сколько и на каком расстоянии пункты питания и чем там кормят, когда заходит и встаёт солнце ну и конечно же какая в это время года погода и насколько ранний у нас старт.
Подготовка шла полным ходом, я закачал трек дистанции в часы, в телефон, попутно выносил мозг незаменимому Паше К. по поводу рюкзака с гидратором и жилетки с бутылками. Мало кто задумывается [не только лишь все, — ред.], но именно эти, кажущиеся не существенными, моменты могут сыграть решающую роль в борьбе за тумбочку. Но об этом немного позже. И после часового обсуждения кроссовок, откланялся и дал ему наконец вдохнуть полной грудью.
Денис хотел взять на прокат дом на колёсах, это конечно здорово…но в самый последний момент к счастью передумал, даже не представляю сколько бы пришлось потратить времени, чтобы на этой колымаге выехать из Московской пробки вместе с дачниками. Поэтому у метро фрунзенская меня ждал белый минивэн…в который хаотично было загружено все что необходимо для проживания в походных условиях в зоне отчуждения.
В путь. Через тернии в пробках.
Денис хотел взять на прокат дом на колёсах. Идея была хорошая, но в самый последний момент, к счастью, передумал. Даже не представляю, сколько бы пришлось потратить времени, чтобы на этой колымаге выехать из московской пробки вместе с дачниками. Поэтому у метро Фрунзенская меня ждал белый минивэн. В него мы хаотично загрузили все необходимое для проживания в походных условиях в зоне отчуждения.
На город в районе Раменки уже опустилась темнота. Мы собрали полный экипаж на борт судна и, дергая рулем из стороны в строну в самый неожиданный момент, Денис дрейфовал, словно капитан баржи.
Я понимал, что в дороге поспать нормально не получится и надо это нужно будет компенсировать сразу по прибытию на место. Зато пути мы много разговаривали на разные темы и большая их часть прошла в полудреме, или нет?… В момент старта московских парк ранов мы оказались в посёлке Нижняя Банновка между Саратовым и Волгоградом, которую, надо сказать, я видел только на расстоянии. Времени для посещения местных достопримечательностей просто не нашлось.
Местные жители скорее всего там промышляют рыбалкой. Мы на удивление были одни из первых, кроме организаторов, кто оказался в этом удивительном по красоте месте. У нас был огромный выбор для установки палаток, мы не долго думая расположились на краю обрыва (утёс Степана Разина) с видом на Волгу. Она здесь больше конечно напоминает огромное озеро или даже море, и от этого бескрайнего пейзажа трудно оторвать глаза. Стоишь, смотришь в вдаль© и дух захватывает. Сколько же красивых существует в России мест! Просыпаешься утром, а у тебя перед глазами такой вид! Хочется жить. Также не стали откладывать после дороги на долго и посещение уникального можжевелового оврага. Естественно было сложно удержать себя и мы спустились вниз к реке по канату с обрыва, где он менее отвесный. Поплавали в слегка зеленоватой от цветения воде и побросали плоские камушки. Было весело, и это важно — на кануне старта немного похулиганить, снять напряжение, переключиться.
Гудящий шалман
Солнце пригревало в этот день хорошо и спать в палатке было мягко сказать жарковато, но я попробовал. Проснулся с квадратной головой, в ужасно разбитом состоянии, когда ничего не хочется вообще, но Лёха просил немного пофоткаться в новой экипировке, как ему откажешь. Пока фотографировались уже стемнело, стало прохладнее и и тяжелое состояние отлегло.
Ренат сварил геркулесовую кашу, и пока её уминал, я подумал: ‘Да… В любой сложной ситуации всегда бери с собой геркулес и не пропадёшь! Ну, и газовую горелку тоже не помешает взять, сам он не варится’. К вечеру пустынное место, где мы разбили свой лагерь, превратилось в какой-то гудящий шалман. Все вокруг перемешалось хаотично. Люди, машины, животные, — каждый занимался каким-то своим, одному ему понятным, делом. Шла готовка еды, громкие обсуждения на разные темы, в общем, классический пляжный вариант на чёрном море в сезон, только в палатках с мангалом. На каком-то этапе даже закралась мысль, а правильно ли мы выбрали место дислокации, ведь сон это очень важный момент перед стартом. Но переезжать все-таки не стали. В пять вечера провели детский забег и все стали подтягиваться на брифинг после которого ожидался ужин. Время неумолимо приближало то, ради чего я здесь, и растущее напряжение уже с трудом удавалось сдерживать, временами шутя на сторонние темы.
Звездное небо — для ультра
Самое ужасное со мной происходит во второй половине дня перед стартом, особенно, если старт в 5 утра. Нужно собрать все необходимое, получить номер, ответить на какие-то вопросы знакомых и не очень знакомых бегунов. И мозг начинает понимать, тот мозг, который ты всеми усилиями обманываешь, будто бы ничего тебе бежать не надо, вот он в процессе сборов еды и обязательного снаряжения даёт такой мощный раздражитель, что тебя просто трясёт от осознания, что завтра будет адовая боль. Конечно, это выбор каждого сколько терпеть, и вот в таком состоянии неопределённости я, бывает, собираюсь очень долго на забег и в несколько заходов. Рюкзак, кроссовки, питание, экипировка, там масса нюансов, нужно все продумать и рассчитать, чтобы не думать на гонке, а просто делать все на автомате, как на плоском быстром марафоне.
Напряжение достигает кульминации к вечеру, ты все ещё пытаешься себя уговорить ну если не пойдёт, добегу потихонечку. Но потихонечку не будет, будет жёстко и ты не можешь уснуть, голова просто разрывается, гудит, всё вертится в клубке запутанных мыслей, а если, а кабы. Никто из моего окружения не понимает почему так долго ковыряюсь с вещами и собираюсь в двадцать заходов, постоянно что-то меняя, вытаскивая, перекладывая с места на место, и в последний момент я могу побежать с гидратором, а не бутылками и в других кроссовках и не взять часть еды. В такие моменты я просто хочу, чтобы всё это скорее началось, просто выстрел и побежали, чтобы вся эта суета ушла, просто испарилась как утренняя роса.
— Серёг!, — спросил я у соседней палатки, — ты будильник на сколько ставишь?
— На 3 часа.
— А, хорошо. Я — тоже.
Сна совсем нет. Лежу уставившись в темноту. Твёрдая земля, непривычная мне палатка и весь этот туризм, но все в равных условиях, все слышат назойливую болтовню тех, кто бежит 14 км — им вставать гораздо позже. Надо, надо уснуть! Все, больше не могу. Встал, пошёл попить чай. Там две женщины, которые готовили ужин, разговорился с ними пока пил чай. Они содержат свой питомник и разводят Хаски, живут в лесу. Через час повторил попытку уснуть. Успешно! Говорят, что ночью по Волге проплывал теплоход с музыкой и все проснулись, но я — нет.
Погнали!
Вот он — звук будильника! Ну всё, началось! Вылезаю на улицу. Прохладно и звезды на небе так близко и такие яркие, что вот этот космос! Может быть разбудить Леху с Денисом? Нет, ладно не буду. Видимо, звёздное небо — это для ультра дополнительный атрибут.
Покушали с Серегой геркулес в столовой, сбросили тёплую одежду, прошли проверку снаряжения и приготовились бежать. По моим расчётам, в темноте с фонарями двигаться будем около 1,5 часа и доберёмся на рассвете до первого ПП на 13 км…я замёрз в ожидании, зубы стучат. Пошёл обратный отчёт. Погнали!
Сразу начали резко со спуска. Не совсем понятно, кто как готов и кто действительно сильный. Спустились на пляж, пошла галька. Внизу гораздо теплее у воды. Пока группа плотная. Через несколько километров должен быть подъем по канату… да, вот он, железный трос. Все цепляются за него и карабкаются на сыпучий отвесный склон. Народу много, мотает из стороны в сторону. Очень сложно держать равновесие. Кое-как добираюсь до верха. Дыхание сбилось напрочь, вообще не могу бежать. Лидирующая группа уже прилично оторвалась, впереди рядом Артем С. Догоняю его, он явно не спешит, значит решил оставить силы на вторую часть дистанции и будет добирать тех, кто просел. Не буду рассказывать, что за бегуны были в лидирующей группе, просто имена. Но в этой истории самое интересное это именно ход забега, как все происходило.
Через какое-то время железный канат меня отпустил и на спуске я достал группу примерно из восьми человек и решил качнуть их, пробежав быстрее вперёд, заодно посмотреть, будут цепляться или нет. Сразу же темп поддержали двое. Серега, ну это было понятно, и Влад. Пробежали пару оврагов и вышли на хорошую дорогу в тягун километра 3-4. Темп стал расти и мы остались втроем. Через какое-то время стали бежать ещё быстрее и на спуске я решил, что пора сбавить и почти сразу они пропали из зоны видимости. На рассвете выбежал на какой то гребень и огромное красное солнце встало из воды. Это было очень красиво я бы даже сказал максимально.
Скоро ты его догонишь
Гонка для меня не задалась с самого начала, какая-то слабость и головокружение просто село на плечи. Ноги еле поднимались от земли, все движения давались с большим трудом, еда не заходила и в борьбе удерживало меня лишь одно, я впервые очень качественно выспался. Именно этот момент давал возможность насиловать организм более жёстко, понимая, что ничего страшного не произойдёт, чем собственно я и занимался. Через какое-то время на спуске с сыпухой меня догнал Ренат. Я слишком боялся набрать в кроссовки камней и в итоге словил в левый огромный один камень, который не давал мне покоя, катался туда сюда и делал больно, но я решил разобраться с ним на третьем пункт питания это 38 км, а заодно завязать шнурок, который уже километров 20 как развязан…так сказать убить двух зайцев.
В какой-то момент Ренат отстал, но появился ещё один преследователь, Никита. Пробегая мимо меня сказал «привет» и улыбнулся. Я подумал: «Ну вот, я уже четвёртый. И это ещё даже не половина!» Никита ушуршал за лидерами и в какой-то момент на открытом пространстве я увидел, как он близко подобрался к ним.
За неделю до старта я вынес мозг Пашке и теперь пора открыть тайну почему. Ведь именно в этом весь тактический и ключевой план всей этой гонки и именно тут нельзя было промахнуться. Забежав на пункт питания 38 км картина маслом, Влад с Никитой уже убежали, а Серега, уточнив как я себя чувствую пустился в догонку. Я не спешил, вытряхнул этот назойливый камень, завязал шнурок, поел арбузов и выпил колы. Дальше был перегон в 17 километров с не хилой горой походу и длинным куском по пляжу с камушками, местами по воде и, возможно, выйдет солнце из-за туч и покажет, что такое «печь». Все были на бутылках и залили по литру, третью запасную бутылку никто не залил, посчитав, что воды хватит, я рискнул и поступив так же. И, отметив свой чип, побежал дальше.
Да, это самый сложный участок, и да, я изначально до гонки решил работать по максимуму именно его, даже если придётся оставшуюся часть дистанции ползти. Выскочил на пляж, видимость там отличная. Серега уже переходит на шаг и совсем рядом, а Никита и Влад далеко и держаться вроде бодро. После пляжа сразу подъем в горку, ноги от гальки просто в хлам, но затрушиваю подъем и достаю Серегу, узнаю как он оценивает состояние Влада. Ответ в целом очевиден: «Гриш, ты его скоро догонишь.» Я знаю хорошо Серегу, даже если он в борьбе перебрал, то ни когда сильно не отстанет и восстановится по ходу гонки, сбавив обороты. Через несколько минут я обогнал Влада. Он шёл с перемотанным коленом.
Сырт во всей своей красе
Но Никиты и след простыл. Я понял, что все не беговые подъёмы придётся бежать и спуски в виде глубоких оврагов просто прыгать и катиться на жопе в надежде, что не будет крупных камней и острой лабуды, естественно, не обращая внимания на сыпуху в кроссовках. Эта тактика дала свои плоды. Ближе к концу этого перегона я увидел спину Никиты на подъёме в самом верху и этого было достаточно, чтобы понять, он просел и идёт медленнее.
Воды в бутылках у меня почти не осталось и приходилось максимально экономить, это сильно ослабляет организм. После очередного куска по пляжу и отвесной стены на пункте питания 55 я приложил свой чип уже первым. Так как не мог есть свою еду, наложил полный рюкзак арбузов и наелся их с запасом на месте. Почти все силы отдал в погоне за Никитой и большого труда стоило продолжать работать дальше в том же ключе. После бега по реке в кроссовках было просто месиво из камней и песка. Всё это превратилось в плотную консистенцию и мешало жить. Это были какие то глиняные башмаки, о которых лучше не думать. Так с переменным успехом я добрался до пункта питания 64. Уже прилично колбасило, попахивало перегревом не смотря на то, что я уже несколько раз купался. Поэтому приходилось поливать на себя воду из бутылочки рискуя, что нечего будет пить, темп может упадет и могут достать ближе к финишу.
Я все чаще переходил на шаг там, где в принципе можно бежать. Все тело, отвыкшее от таких нагрузок, просто разрывалось от боли. Осталось совсем чуть чуть, две горы, Сырт и ещё какая-то, потом всё, финиш. Задумавшись, я убежал по пляжу чуть вперёд и чудом сразу это заметил, посмотрев на часы. Да-да, такое происходит в самый не подходящий момент и, бывает, стоит даже победы. Стиснув зубы, я развернулся и побежал назад изо всех сил и увидел гору Сырт во всей красе. По ней, как гусеница, поднимались палочники. Мне просто хотелось плакать в тот момент. Ну откуда она взялась?! Зачем она тут?!
Помогали только молитвы
Каждый шаг давался с большим трудом. главное не останавливаться и чтобы преследователи не увидели мою спину. Доел последние арбузы. Все, дальше только на воде. Состояние уже близкое к отключке. Поднимаюсь и сразу резкий спуск в самый низ. Ну, полетели. Там, в конце, нужно перепрыгнуть маленькую канаву и вот на выталкивание в длинном полёте сводит ноги, прыгаю как Буратино, на прямых ногах. Жидкую магнезию, которую я всегда игнорирую и которую на всякий случай мне дал Толик, я уже выпил давным давно, когда начались первые судороги на оврагах под названием «а нам точно туда надо?» поэтому помогали только молитвы.
Забежал в какое-то ущелье, вроде нет уклона, но бежать сил нет. Пошёл подмес из тех, кто бежит 14. Последняя сыпучая гора, ребята не в курсе, что я бегу 70 и вступают со мной в схватку, но частые перекуры на подъёме не оставляют им шансов. Появилась плоскость, хотя и мало пригодная для бега, похожая на сухое травяное болото с кочками и канавами, но в очередной раз фотографы заставляют меня бежать. Ещё пару километров с пологой горочки по хорошей дороге, вот он можжевеловый овраг и палаточный городок виднеется вдалеке! Ещё 800 метров и я дома! Оглядываюсь в очередной раз назад, никого. Впереди, на горизонте проехал наш белый минивэн, Денис снова ездил в Банновку за пивом. Сейчас сорву финишную ленту и Лёха точно меня ждёт и будет фото и он будет очень рад, что в его день рождения я первый, хоть и упоролся.Но ленточки не оказалось, значит придётся ещё поднапрячься разок.
Финиш
Вот он звон колокольчика я его уже выучил на каждом пункте питания. Маленькая девочка вешает мне медаль, другая заботливо даёт стакан с водой. Пить особо не хочется просто облиться и прилечь в тишине. На брифинге говорили, что в том году время победителя было около 8 часов. Мое время 7:56. Так и осталось в тайне перебил я рекорд или нет, а через 10 минут финишировал Артём С. и сразу за ним Серега в минуте. Потом Никита и Влад. Как всегда через 15 минут стало хреново, но я к этому привык. Сходили искупались в Волге. Потом пошёл дождь, странно что не снег, ведь я выиграл!
На награждении мне вручили пирог. Счастью не было предела! Ну и да, конечно, кубок! Он, кстати, мне понравился, оставлю на память его плюсом к воспоминаниям. Буду иногда доставать и протирать от пыли. А пирог скушаем уже совсем скоро.
Кепка с Монблана на 100% работает. А палатку собрать сам не смог, нужно было срочно отвезти девочек в Саратов в аэропорт, а я как-то тормозил процесс, но все получилось и я даже ночью сел за руль и показал всем, что тем, кто бегают ультра забеги, нельзя давать машину с пустым баком, иначе есть вероятность не дотянуть до заправки, но в этот раз все обошлось. Утром мы были в Москве. Немного потрёпанные, но с большим багажом впечатлений, вечером я как всегда гулял в екатерининском вокруг пруда, там теперь есть вода и много уток. А потом провалился в сон. До московского марафона осталось совсем не много, иммунитет слегка пошатнулся осенними соплями, но я знаю, что справлюсь и всё получится. Очень хочется без дождя. Погода такая переменчивая, а я все тот же. Пишу иногда.